Циклопы иликиклопы (др.-греч. «круглоокие», от «круглый» и «глаз») в космогоническом эпосе Гесиода (VIII—VII века до н. э.) считались порождением Урана и Геи, титанами. К циклопам относились три бессмертных одноглазых великана с глазами в виде шара: Арг («вспышка» или «сияющий»), Бронт («гром» или «громовой») и Стероп («молния» или «сверкающий»). Согласно Гелланику Митиленскому (485 – ок. 400 гг. до н.э.), сыном Урана был один великан Киклоп. Сразу после рождения циклопы были сброшены Ураном в Тартар (глубочайшую бездну) вместе с появившимися на свет незадолго до них их буйными братьямисторукими или гекатонхейрами (гекатенхейрерами). По Псевдо-Аполлодору *(«Мифологическая библиотека» 1,2), циклопы были освобождены остальнымититанами после свержения Урана, а затем вновь сброшены в Тартар их предводителем Кроносом. Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) писал в «Теогонии», что Кронос победил Урана при посредничестве циклопов. Когда предводитель олимпийцевЗевс начал борьбу с Кроносом за власть, он, по совету их матери Геи, освободил циклопов из Тартара, чтобы те помогли олимпийским богам в войне против титанов, известной как Гигантомахия. Зевс использовал изготовленные циклопами молнии и громовые стрелы, которые он метал в титанов. Кроме того, по свидетельству Аполлодора (ок. 180 до н. э. — после 120 до н. э.), циклопы, являясь искусными кузнецами, выковали Посейдону трезубец и ясли для его коней, Аиду - шлем-невидимку, Артемиде - серебряный лук и стрелы, а также научили Афину и Гефеста разным ремеслам. После окончания гигантомахии циклопы продолжали служить Зевсуи ковать для него оружие. В Восьмой книге «Энеиды» Вергилия (70-19 гг. до н.э.) циклопы Бронт и Стероп упоминаются кующими железо в гроте (недрах Этны) бога-кузнецаГефеста. Как подручные Гефеста, циклопы выковали колесницу Ареса, эгиду Паллады и доспехи Энея. Еще одним кузнецом-циклопом в гроте Гефеста был Пирагмон (Пиракмон). Нонн Панополитанский в «Деяниях Диониса» (450-470 гг.) упоминает, что Бронт и Стероп были участниками индийского похода Диониса. А Каллимах (310 -240 гг. до н.э.) писал, что Бронт лелеял на своих коленях маленькую Артемиду.
Убийство циклопов (киклопов) Аполлоном
Согласно Аполлодору (ок.180 – после 120 гг. до н.э.), когда Зевс поразил перуном-молнией сына Аполлона, Асклепия, Аполлон, разгневанный на циклопов за то, что они выковали Зевсу этот перун, умертвил их. По другой версии, этот перун поразил сына Гелиоса, Фаэтона. Согласно другим источникам, Аполлоном были убиты не Циклопы, а их четыре сына.
Циклопы (киклопы) как народ (циклопы в «Одиссее» Гомера)
В VI и IX песнях «Одиссеи» Гомера (прибл. VIII в. до н. э.) говорится уже о других циклопах – великанах с одним глазом на лбу, составлявших целый народ. Циклопы Одиссеи имели божественное происхождение и, обладая бессмертием, не страшились других богов, которые не могли причинить им вреда. Они отличались необычайной силой, необузданным и жестоким характером; им были неведомы законы и отношения общественной жизни. Циклопы жили обычно порознь (в одиночку или с женами и детьми), в пещерах, занимались скотоводством и были незнакомы с земледелием. Свирепый сын Посейдона и нимфы Фоосы (дочери морского старца Форкиса), циклоп Полифем, обладал ужасным голосом и исполинским ростом; сила его была такова, что он легко поднимал и швырял громадные валуны и обломки скал, которые едва ли могли бы сдвинуть с места 22 телеги. Жестокость и вероломство его также была безграничной: к тому же он был людоедом.
Связь циклопов с Посейдоном и их сходство с другими морскими исполинами – сыном Посейдона и нимфы Эвриалы (одной из трёх сестёр Горгон) или Геи, Орионом, которого ослепил Ойнопион, а также с сыном Посейдона и нереидыАмфитриты, Тритоном, характеризует циклопов как морских божеств. Согласно Дарембергу и Сальо, во время гигантомахии Тритон сражался плечом к плечу со своим отцом Посейдономи звуки его раковины заставляли врагов в ужасе спасаться бегством. На Истме циклопам приносили жертвы наряду с Посейдоном, Палемоном и другими морскими божествами. Согласно «Описанию Эллады» Павсания (ок. 115—180 н. э.), жертвенник циклопов находился в Коринфе. Имя еще одного циклопа Гереста может быть сопоставлено с эвбейским городом Герестом,в котором существовал культ Посейдона.
В греческой мифологии Герест - циклоп, на могиле которого в связи с начавшимся в Афинах мором были принесены в жертву Персефоне привезенные из Спарты дочери Гиакинфа (Анфеида, Эглеида, Аитея и Орфея). Жертва не возымела действия, и оракул повелел афинянам понести кару, которую возложит на них Минос - критский царь, один из трех сыновей Зевса и Европы.
Аримаспы, дивьи люди, сыроиды - "родственники" циклопов (киклопов)
Чем-то похожими на циклопов были описанные греческим поэтом и путешественником Аристеем из Проконесса в эпической поэме "Аримаспея" (в передаче Геродота) обитавшие на границе Гиперборейских гор аримаспы, а также жившие на Урале в подземных пещерах дивьи (дивии) люди - великаны с одним глазом, рукой и ногой, а также живущие где-то "за Дунаем" "сыроиды". В тюркской и азербайджанской мифологии встречается одноглазое чудовище Тепегёз, в котором можно найти элементы мифа об Одиссее и Полифеме. Немецкий востоковед Генрих Фридрих фон Диц предполагал, что Гомер заимствовал миф о Полифеме у одного из огузских племён, услышав сказ о Тепегёзе (Википедия).
Циклопам, как сыновьям Посейдона, возводящего из морских глыб стены, дамбы и другие сооружения, приписывается строительство названных по их имени циклопических (киклопических) или мегалитических сооружений - в частности они считаются строителями мощных стен в Микенах и Тиринфе, сложенных из огромных неотёсанных камней. В подтверждение этого нередко приводится аргивский миф, согласно которому семь чреворуких циклопов (гекатонхейров?) пришли из Ликии к тиринфскому царю Прету и построили ему из громадных камней твердыни города. На мой взгляд, сопоставление чреворуких циклопов с циклопами - морскими божествами в данном случае едва ли оправдано, несмотря на упоминание Гесиода в "Теогонии", что многорукие гекатонхейры (гекатонхейреры) Бриарей (Эгеон), Котт и Гиес жили в "глубочайших местах Океана". Как я показал в работах "Геката и гекатонхейры (гекатонхейреры) - многорукие и многоголовые боги и демоны из греческих преданий", "Многорукие фоморы и ракшасы - гигантские разумные насекомые или радиационные мутанты?", "Люди-насекомые индейцев хопи", чреворукие циклопы (гекатонхейры), скорее всего, относились к разумным гигантским насекомым или членисторуким, тогда как циклопы - морские существа - к людям или змеелюдям-амфибиям, а, возможно, отчасти и к разнообразным мутантам. Кстати, различие чреворуких циклопов и других циклопов отмечается еще в космогоническом эпосе, в котором говорится что братья сторукие (гекатонхейры) и появившиеся на свет вслед за ними циклопы были сброшены в Тартар вместе. Весьма вероятно, что существовали разные типы циклопов или великанов. Это подтверждается скандинавским эпосом.
Любовные увлечения циклопов (киклопов)
В эллинистической поэзии имеются сентиментальные описания любовных увлечений циклопов. В "Идиллии" (XI) Феокрита (ок. 300-ок. 260 до н.э.) Полифем влюбляется в нереиду Галатею. Она отвергла его, так как любила красавца Акида. В приступе яростной ревности циклоп убил Акида, но Галатея превратила возлюбленного в сицилийскую реку, носящую его имя. Этот миф получил поэтическую обработку также в произведениях Филоксена (ок. 435-380 гг. до н.э.), Каллимаха и Овидия и принадлежал к числу сюжетов, которые часто использовали античные живописцы