Нацистская диктатура пыталась уничтожить серболужицкий народ, были изгнаны лужицкие учителя и духовенство с территории Лужицы, запрещены все формы общественной лужицкой жизни как славян. Гитлер провозгласил лужичан сербоязычными немцами... Уже в наши дни, в августе 2001 года, памятуя о селе Кроствиц как о центре лужичан, где впервые сербы заявили о своем праве на самоопределение, - немецкие власти решили начать действия по постепенному стиранию славянской сущности.
ЕСТЬ У РУССКИХ В ГЕРМАНИИ БРАТЬЯ!
Нацистская диктатура пыталась уничтожить серболужицкий народ, были изгнаны лужицкие учителя и духовенство с территории Лужицы, запрещены все формы общественной лужицкой жизни как славян. Гитлер провозгласил лужичан сербоязычными немцами... Уже в наши дни, в августе 2001 года, памятуя о селе Кроствиц как о центре лужичан, где впервые сербы заявили о своем праве на самоопределение, - немецкие власти решили начать действия по постепенному стиранию славянской сущности.
В преддверии празднования 155-летия научно-культурного общества лужичан "Матица Сербска", которое будет проходить в апреле этого года, хочется рассказать о самом маленьком славянском народе - о лужичанах, лужицких сербах...
«Матицу Сербскую» создал в 1847 году Ян Смоляр. Много лет Смоляр был бессменным редактором журнала «Матицы Сербской». И фактически он был душой этого общества. Смоляр посещал Россию трижды: в 1859, 1881 и 1867 годах, как делегат "СЪЕЗДА СЛАВЯН" в Москве. Ему тогда удалось получить денежную помощь от богатых славянофилов Москвы и Петербурга на постройку дома для "Матицы Сербской" и на основание в 1873 году собственного издательства. Кроме того, русские славянофилы в подарок "Матице Сербской" прислали несколько сотен русских книг.
Анализ языка 300 берестяных грамот, найденных в районе Великого Новгорода, позволил учёным сделать вывод, что Северная Русь заселялась славянами не с Нижнего Поднепровья, а с территории Западных славян - Южного берега Балтийского моря. Эти земли населяли славяне Бодричи, Поморяне и Полабские Сербы. На примере поморян мы видим их культурное родство и преемственность с новгородскими - ильменскими словенцами. Как и у новгородцев, у поморян были демократические города республики Щецин и другие, где все определяло Народное вече.
К нашему времени из этих славянских племен в Германии сохранился только самый малочисленный славянский народ, являющийся частью Полабских сербов, а именно - Лужицкие сербы, или лужичане. Живут они на территории бывшей ГДР, вдоль реки Шпрея (Спрева). Сами себя они называют сербским людом – «сербъя» - сербы, а немцы, коверкая славянские слова, называют их «сорбы».
В школе нас учили, что все полабские сербы полностью онемечились, но это не так. Они сохранили свои общины на территории прекрасного славянского края Лужица, в Дрездене и Лейпциге - Липске. В официальных данных Германии численность лужицких сербов искусственно занижалась, лужичанами записывали только тех, кто знал серболужицкий язык. Так, в 1886 году их численность определили в 177.000 человек, а в 1939 - лужичанами записали 425 человека (это те, кто говорил только по-серболужицки и не знал немецкого языка, всех же знавших немецкий и серболужицкий язык записывали немцами). За период с 1929 по 1936г. в "Лигу Наций" поступило 852 жалобы по поводу судьбы лужичан, на рассмотрение Совета Лиги Наций дошло только 5 жалоб, которые были похоронены в процедурных спорах.
Нацистская диктатура пыталась уничтожить серболужицкий народ, были изгнаны лужицкие учителя и лужицкое духовенство - священники с территории Лужицы, запрещены все формы общественной лужицкой жизни как славян. Гитлер провозгласил лужичан сербоязычными немцами. В мае 1945 года, когда лужичанином себя можно было называть безнаказанно, к лужичанам себя причислило 500.000 человек, но в дальнейшем численность лужичан, за 50 лет, сократилась в 10 раз - до 60.000 человек, из которых только 25.000 знает родной славянский язык…
И.А.Тургенев, совершая путешествие по славянским землям Полабъя в Германии, в письме к родителям 29 мая 1804 года писал: "Для русского славянина Лужица должна быть интересней Италии: потому, что в Италии жил народ, для нас совершенно чуждый, здесь же в Лужице всё дышит славянизмом, здесь находим мы следы древних предков наших и в потомках их, лужичанах, видим еще некоторые остатки древних славянских нравов и обычаев".
В октябре 1813г. в сражении под Липском (Лейпциг), в "битве народов" была окончательно разбита армия Наполеона. Именно тогда лужицкое население впервые познакомилось с простыми русскими людьми - солдатами и казаками. Лужицкие сербы встречали русских солдат как своих освободителей. Русские солдаты удивлялись сходству наших языков.
По-русски – «дед», а по-лужицки и по-мильчански: dzed и stary pan; девушка = holca - zowco; свадьба = kwas - swajzba; петух = kapon - kokot; стакан = sklenca - glazk; внук = wnuk - syna syn; счастье = zbozo - gluka…
Радовали русских казаков и родные по звучанию названия серболужицких городов и деревень-местечек: Слюбице, Милораз, Емельница, Мост, Вербно, Буков, Русица, Каменица, Бела Вода, Горка, Лужница, Ровна, Липина, Липск (Лейпциг), Бранибор, Любнёв, Любий, Пнёв, Псовье, Прилук, Церквице, Дубрава, Дубо, Любин, Любораз, Гродк, Речица, Низка, Краков, Польцница, Поддубами (Потсдам) Высока, Смердзаца, Злы Коморов... Реку Одра на востоке Лужицы немцы называют Одер, а аборигены лужичане – ВОДРА, производное слово от "ВОДА".
Фамилии славянского происхождения составляют очень большую долю в современных восточно-немецких фамилиях. В частности это все фамилии на окончание "itz" (Штирлиц), "etz", "chke" и "schke" или "ow", как, например, бывший премьер-министр Восточной Германии - Hans Modrow. Эти факты отражают существенный вклад полабских славян в формирование немецкой нации в процессе этногенеза.
Великий славист И.И.Срезневский в письме к матери от 26 сентября 1840 г. из Будышина писал: "Лужицкие Сербы - умный, добрый народ, не бедны, довольно образованны - по крайней мере, все умеют читать, и между тем сохранили много старых обычаев, обрядов, даже суеверий. Язык лужичан, занимая средину между польским и великорусским, очень приятен..."
В 1697г. Императору России Петру Первому, проезжавшему через Полабскую Сербию во время "Великого посольства" в Западную Европу, в Дрездене лужицкий филолог Михаил Френцель от имени лужичан подарил несколько своих книг на лужицком языке.
Заметную роль в истории России сыграла девочка, родившаяся в Полабской Сербии, - Российская Императрица Екатерина Вторая. До принятия православия Екатерину Вторую звали Софья Ангальт - Цербстская, то есть Сербская. По-видимому, Екатерина знала о своих славянских корнях и, возможно, знала местный славянский язык, тем более, что среди немецкой аристократии было популярно брать нянями и кормилицами местных серболужицких женщин, как в Петербурге было популярно брать кормилицами местных финноязычных женщин чухонок.
По славянски местное население говорило не только на территории Полабской Сербии, но и в Нижней Саксонии под Гамбургом - в Вендланде, и Люнебургской пустоши, где местное население ещё говорило на славянском языке бодричей до конца XVIII века. Очень может быть, что славянское происхождение и позволило Екатерине так легко и удачно вписаться в славянскую среду российской аристократии и принести немалую пользу России.
Лужичане, как и другие славянские народы, стремились к национальному самоопределению, к восстановлению Лужицкой марки. 20 ноября 1918 г. на собрании лужицких сербов в деревне Кростовице был избран "Сербский Союз" и принята резолюция с требованием самоопределения для Лужицы. В ней говорилось: "Собравшиеся 20 ноября в Кростовице лужицкие сербы на основе общепризнанного равноправия народов требуют обеспечения самостоятельного развития сербского народа в "Объединённой Горной и Долиной Лужице". Для достижения этих целей мы требуем допущения серболужицких представителей к работам предстоящей мирной конференции", и направили на неё секретаря народного совета Бриля...
После освобождения Лужицы Красной Армией в 1945 году "Народный Совет Лужицких сербов" обратился с 4-мя меморандумами с требованием предоставить самоопределение лужичанам. 12-ым маем 1945 года датировался меморандум Лужицких Сербов (Яна Грофа, Павла Крейчмара) Маршалу Советского Союза И.В. Сталину.
От 1-го июня 1945 года - меморандум (Ян Чиж, Ян Смоляр) «Славянского народа в Германии», который просит освобождения и присоединения к Чехословакии. Предлагается воссоздать уже не Лужицкую марку, а "Единую административную область ЛУЖИЦА", величиной приблизительно в 10.000 квадратных километров с 900-тысячным населением, из которого 500.000 человек - лужичане. И чтобы Лужица находилась в границах Чехословакии под охраной СССР.
От 7 января 1946 года - меморандум (Ян Чиж) «Последнего порабощенного народа Европы». Его требования - принять лужичан в ООН, признать Национальный Совет как правительство самостоятельной Лужицы, и немедленно отменить в Лужице все распоряжения, изданные Союзным Контрольным Советом для побеждённой Германии.
Наконец, в марте 1946 года появился меморандум, предложенный Конференции четырёх министров иностранных дел в Москве. Его требования - включить соответствующий пункт в мирный договор, отделить Лужицу от Германии в политическом отношении и объявить её нейтральной территорией, на которой разрешить пребывание вооружённых сил одного или нескольких славянских государств. А также обязать Германию компенсировать ущерб, причиненный лужицкому народу в политическом, экономическом и культурном отношении.
В наши дни, в августе 2001 года, памятуя о лужицком селе Кроствиц как о центре лужичан, где впервые лужицкие сербы заявили о своем праве на самоопределение, - немецкие власти решили начать действия по постепенному стиранию славянской сущности села Кроствиц. Глава Саксонского земельного Министерства культов Матиас Рослер воспрепятствовал продолжению преподавания родного языка лужичан в пятом классе школы села Кроствиц, мотивируя свое решение малочисленностью перешедших в него учеников.
В ответ во всех шести серболужицких школах Горной Лужицы прошла забастовка. В ней приняли участие более тысячи учеников и их родителей. Лужичане считают, что сохранение преподавания их языка в Кроствице имеет важное значение для здешнего славянского меньшинства - независимо от того, что в упомянутом классе действительно осталось только 17 учеников. Местечко Кроствиц является центром верхнелужицких поселений, большинство жителей которых относит себя к лужицкой национальности, и широко использует в повседневной жизни родной язык - сербстину. Как заявила представительница родительского объединения Яна Маркова, школа в Кроствице «является краеугольным камнем для сохранения серболужицкого языка и культуры».
Жители села Кроствиц сами организовали продолжение обучения в пятом классе родному языку - с помощью его бывших преподавателей, а ныне пенсионеров. Немецкий власти (Рослер) пригрозили сначала непризнанием годовых оценок учеников этого класса и закрыли лужицким школьникам и их добровольным учителям доступ в кроствицкую школу. И предупредили, что на родителей, не желающих переводить детей в другие школы, будет наложен штраф. Под предлогом сокращения числа учащихся и экономии немецкие власти планируют закрытие ряда сербоязычных школ лужичан. Над лужицкой деревней Рогов-Хорно в Долиной Лужице нависла угроза сноса под предлогом добычи открытым способом бурого угля, - так же, как до этого были снесены сотни лужицких деревень в центре Лужицы.