Главная » 2013 » Май » 23 » КОЛЛЕКТИВИЗМ и/или ИНДИВИДУАЛИЗМ. Часть 3
19:45
КОЛЛЕКТИВИЗМ и/или ИНДИВИДУАЛИЗМ. Часть 3

 


Своеволье и закон, лицо и общество и их нескончаемая борьба с бесчисленными усложнениями и вариациями составляют всю эпопею, всю драму истории. Лицо, которое только и может разумно освободиться в обществе, бунтует против него. Общество, не существующее без лиц, усмиряет бунтующую личность.

Лицо ставит себя целью.

Общество — себя.

Этого рода антиномии (нам часто приходилось говорить о них) составляют полюсы всего живого; они неразрешимы потому, что, собственно, их разрешение — безразличие смерти, равновесие покоя, а жизнь — только движение. Полной победой лица или общества история окончилась бы хищными людьми или мирно пасущимся стадом.

  А.И. Герцен

 

предыдущая часть статьи




Товарищество

 

Товарищество — единение людей в рамках того или иного коллектива-сообщества. В товариществе индивидуальная составляющая выражена менее, чем в дружбе. Если дружба индивидуалистична, то товарищество коллективистично. Товарищество — форма коллективизма. В товариществе на первом месте коллективное начало, то, что называют «чувством локтя».

Товарищество может быть со знаком плюс, а может быть и со знаком минус. Во втором случае — это товарищество людей в рамках тех или иных аморальных или преступных сообществ (разбойники, бандиты, члены шайки, мафиози и т. д.).

Товарищество — нечто среднее между дружбой и братством.

Например, «товарищами по оружию» как правило называют однополчан, а «братья по оружию» — далеко не обязательно однополчане. «Братьями по оружию» могут назвать даже представителей воюющих сторон, воинов-противников. «Воинское братство» в принципе не знает границ (в пределах, конечно, воинства как такового). Все «товарищи по оружию» — «братья по оружию», но не все «братья по оружию» являются «товарищами по оружию».

 

Братство

 

«Братство» означает почти то же, что и товарищество. Братство — единение людей в рамках больших человеческих коллективов-сообществ. Например «братство по оружию», «братство по вере», «братство по разуму» («братья по разуму») и т. д.

О животных — меньшие наши братья. Братство, единение живых существ.

Лозунг «Все люди — братья» утопичен. Он может иметь реальный смысл лишь в одном случае: если вдруг земное человечество подвергнется нападению со стороны представителей внеземной цивилизации. То же можно сказать о лозунге французской революции «Свобода, равенство, братство!» в части братства.

 

Человечность

 

Братство допускает противопоставление одних людей другим, одних человеческих сообществ другим. Человечность не допускает такого противопоставления. Она имеет абсолютно всеобщий характер, не знает исключений. Не случайно говорят о «преступлениях против человечности» и «преступлениях против человечества» как о выражениях-синонимах.

Отличие человечности от братства не только в этой всеобщности. Братство — форма коллективизма (коллективности), а человечность одинаково относится к индивидуализму и коллективизму и даже умеряет их, т.е. не дает возобладать индивидуализму над коллективизмом или коллективизму над индивидуализмом.

В споре индивидуализма с коллективизмом гуманизм занимает позицию третейского судьи. Он выступает как против крайнего коллективизма, ущемляющего индивидуальную свободу человека, так и против крайнего индивидуализма, игнорирующего или ущемляющего свободу других (всеобщую свободу).

Гуманист осмысляет свое я в масштабах всего человечества. Человечность — своего рода лифт, соединяющий человека и человечество, поднимающий человека от его "я” до "мы” всех людей.

Гуманизм признает многообразие и единство человечества как равноценные данности. Признавая многообразие человечества, гуманизм выступает против попыток уменьшить это многообразие путем насилия или принуждения. Признавая же единство человечества, гуманизм выступает против попыток разорвать это единство, изолировать какую-то часть людей от остального человечества.

 

Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация, раса и т. п.)

 

Народ — общность людей, имеющая одно происхождение, один язык, одну культуру и одну территорию.

Народность — малочисленный народ.

Нация — народ, организованный в государство.

"Нация (от лат. natio — народ, племя) — народ, который создал себе зависящее от него правительство и имеет в своем распоряжении территорию, границы которой более или менее уважаются другими нациями (народ, организованный в государство). Нацию могут образовать несколько народов или части различных народов, например, Великобритания, Швейцария” (Кр.филос. энц., с. 290).

 

Патриотизм, национализм, шовинизм

 

Патриотизм, национализм, шовинизм — разные формы коллективизма нации.

Патриотизм — любовь к Родине, нормальное, естественное отношение человека к своему отечеству (как к самому себе). Существуют разные формы патриотизма: любовь к малой Родине и любовь к большой Родине.

Патриотизм — одна из форм братства. Патриоты — братья по крови.

Национализм — гипертрофированный патриотизм, патриотизм, сопровождаемый ксенофобией, чувством неприятия или даже ненависти к другим нациям-этносам. Примером националистического лозунга является лозунг «Россия — для русских!».

«Раньше думать о Родине, а потом о себе» — слова из песни, часто звучавшей у нас в 70-80-е годы ХХ века. (Ср. Григорий Чухрай, известный кинорежиссер: «Думать об интересах страны, а не о собственных». — 23 мая 2001, в день его 80-летия).

Шовинизм — крайний национализм, выражающийся в представлении о превосходстве своей нации над всеми другими. Примерами шовинизма являются такие лозунги: «Германия превыше всего! (Deutschland fur alles)» (Этот лозунг звучал во времена нацистской Германии), «Россия — всё, остальное — ничто!» (Этот лозунг звучит сейчас в России на демонстрациях нацболов (членов НБП, партии Э.Лимонова). — 11.04.2006).

Вновь и вновь повторяют такие строки поэта Тютчева:

 

Умом Россию не понять

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать

В Россию можно только верить

 

Эти слова Тютчева — настоящий поэтический шовинизм. В них утверждается идея исключительности России.

 

Вот что пишут по этому поводу Т.А.Кулакова и Ю.Н.Солонин:

«Обратим внимание на два комплекса национального самосознания, в которых видны истоки наших национальных предрассудков, восторженно возбуждаемых к жизни, вместо того чтобы дать им спокойно умереть. Один из них назовем «чаадаевщиной», отнюдь не посягая на достоинство и значение великого культурного деятеля П.Я.Чаадаева...

Второй комплекс обозначим не менее освященным именем: «тютчевщина». От отчаяния безнадежности мы бросаемся к судорожному переделыванию мира и с восторгом твердим как заклинание слова Ф.И.Тютчева: «Умом Россию не понять...» А собственно, почему? И дали ли себе труд те, кто сжился с этой формулой, вдуматься в ее по сути оскорбительный смысл, оскорбительный для нас и для других. Все подходят под общую мерку, а мы — нет. По какой причине? Нигде и никогда мы не найдем ясного ответа на этот вопрос. Подразумевается наша исключительность, но это — самолюбование, национальный нарциссизм, якобы возвыщающий нас. Вот и на Западе с этим ныне согласны, но в смысле обратном — унижающем нас. Для нашей мегаломании оснований нет, для их уничижительного суждения — все.

И что же в нас непонятного? Вероятно, понятного в нас не менее, а может быть, и более, чем в других нациях.

См.: «Новая Россия: духовность, гражданственность, возрождение» С. 15.

О так называемой «русской идее». В последнее время у нас много говорят о русской идее, о необходимости иметь такую идею. Я лично против идеи "русской идеи”

Во-первых. Идея "русской идеи” — это всё та же негодная попытка монополизировать сознание российского общества, навязать ему какое-то одно понимание национального духа, один вариант национального самоосознания.

Вспомним, автор "русской идеи” В.С. Соловьев, полагал, что она заключается в сознании триединства церкви, государства и общества. "Восстановить на земле этот верный образ божественной Троицы, — писал он, — вот в чем русская идея” (См.: В.С. Соловьев. Русская идея. — В: Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. С. 246). Сколько претенциозности в этом высказывании! Так запросто он говорит за всех русских, уверенный в своей правоте. Мало этого, он хочет, чтобы весьмир жил в соответствии с этим сознанием. Тут тебе и мессианизм не хуже католического и империализм почище британского.

Во-вторых. Это не просто попытка монополизировать какое-то одно понимание национального самосознания, а вообще никуда не годная попытка свести всё бесконечное многообразие проявлений русского духа к одной мысли-идее. Ведь мысль-идея, как правило, выражается в немногих словах, в одном или нескольких предложениях. Представляете, гигантское духовное богатство такой большой нации, как русская, сводится к какой-то одной мысли-идее, к нескольким словам!

Нация не является целостностью, подобно организму. Она есть целокупность,статистический ансамбль людей, живущих в одном государстве, говорящих на одном языке, имеющих одну культуру. Единство нации держится не на какой-то умственной рефлексии, не на каких-то словах, произнесенных одним из национальных авторитетов, а на сложном взаимодействии-общении людей, живущих в одном государстве и говорящих на одном языке.

В-третьих, представление нации в виде идеи есть попытка заставить людей следовать этому представлению (раз идея, то, значит, ее надо реализовать, осуществить, воплотить, ради нее можно идти на смерть или убивать). Русская идея, раз принятая в одной формулировке, становится — как идея коммунизма или фашизма — императивом-регулятивом поведения, подчиняющим себе всех говорящих на русском языке. Это самый настоящий русский нацизм.

 

 

 

 


*      *      *

 

Коллективизм — это отрава; с ним как с водкой надо норму знать.     

      Анатолий Стреляный ("Путешествие в глубинку”)

 

Я не баран и не собираюсь всю жизнь блеять одно и то же. 

                                                     Л.Н. Толстой

 

О дружбе

 

Тот, кто лишен искренних друзей, поистине одинок.                                             

                                                    Ф. Бэкон 1, 298

 

Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести.                                                        

Ф. Бэкон

 

Для дружбы любое бремя легко.                 Гей 1, 298  

 

Я больше всего люблю друга за то, что у него есть недостатки, о которых можно поговорить.    Гэзлитт 1, 299

 

Дружба одного разумного человека дороже дружбы всех неразумных.                                Демокрит 9, 165

 

Любящие порицать других неспособны к дружбе.

                                                   Демокрит 9, 165

 

Единомыслие создает дружбу.           Демокрит 9, 166

 

Друг — это другой я.                                       Зенон

 

Дороже всех даров надежный друг.                Еврипид   

 

В радости и друзья узнают нас, в несчастье — узнаем их мы.                                                    

Коллинз 1, 299

 

Кто ищет друзей, достоин того, чтобы их найти; у кого нет друзей, тот никогда их и не искал.       Лессинг 1, 300    

 

Выносливость осла познается на неровной дороге, верность друга — в житейских невзгодах.       Менандр 1, 300

 

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

                                               Неизвестный автор

 

Мы не столько нуждаемся в помощи от наших друзей, сколько в уверенности, что эту помощь мы от них получим.                                           

Неизвестный автор

 

Друзья познаются в беде.                          Поговорка

 

Не в том суть, от кого ты родился, а в том, с кем ты водишься.                                        

Сервантес 1, 301 

 

Если друг упрекает тебя в каком-либо недостатке, думай всегда, что он сказал тебе еще не все.

                                                   Т. Фуллер 1, 302

 

Не тот друг, кто жалеет, а тот, кто помогает.

                                                            Т. Фуллер

 

У истинных друзей все общее.                      Цицерон

 

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; без нее мир словно лишился бы солнца.                       Цицерон

 

Единственный путь найти друга — быть им.

                                               Р.У. Эмерсон 12, 81

 

Всякая дружба желанна ради себя самой, а начало она берет от пользы.                                     Эпикур 9, 220

 

Из всего того, что мудрость доставляет себе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой.                                         

                                                       Эпикур 9, 216

   

Не друг ни тот, кто постоянно ищет пользы, ни тот, кто никогда не соединяет ее с дружбой; один торгует расположением, чтобы получить обмен, другой отсекает добрую надежду на будущее.                         

Эпикур 9, 221

 

 *      *      *    

Приятель — это человек, с которым приятно проводить время, не больше.


 

 

Лев Евдокимович БАЛАШОВ

 

КОЛЛЕКТИВИЗМ и/или ИНДИВИДУАЛИЗМ


balashov44.narod.ru

Копирование материалов с сайта разрешено только с ссылкой на источник.

Категория: О жизни | Просмотров: 1186 | Добавил: djadmin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Translate this page into...

Мини-чат

500

Наш опрос

Какие у вас вредные привычки?
Всего ответов: 108

Календарь

«  Май 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Кто откуда



Яндекс.Метрика
Рейтинг Cодружества Славянских Сайтов

Прогноз погоды





Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья союза


Гипотезы и Факты
Родолад РОДобожие - Славяно-Арийская Культура - Наследие Предковъ.
Сказы Велеса.


Наша кнопка