Главная » 2012 » Сентябрь » 8 » Боги в рунических надписях Северной Европы (часть 2)
17:54
Боги в рунических надписях Северной Европы (часть 2)


Из более пространных надписей, сохранившихся на некоторых рунических камнях Скандинавии, можно получить прямую, а не опосредованную информацию о древних богах народов Северной Европы, об их отношениях с людьми и даже об их собственных взаимоотношениях.

На Рис. 10 показан рунический камень из Норвегии. На нем на лицевой стороне нанесены две строки рунического текста (Рис. 11 слева), а третья строка размещена на обратной стороне (Рис. 11 справа). В первой строке 15 знаков (18 рун), во второй – 22 или 23 знака (26 рун). Все строки читаются сверху вниз (направление чтения текста – слева направо).

Рис. 10. Общий вид этого рунического камня, хранящегося ныне в музее.

Рис. 11. Вид рунической надписи с лицевой и обратной сторон.

Рис. 12. Прорисовка текста двух строк лицевой стороны.

Текст на первых двух строках звучит примерно так: «Ра {Въ Но}-Чи То Се {Нъ-О}-Ра Ръ-И-Ро Бо-Гъ-Че {Въ Но}-Чи

{Тъ-И} Ра-Да Бо-Ро Бо-Г-Че. {Во-Нъ} Се {Но-Чи} Ра Ма-Ръ Бо-Ро-Бо-Г-Че {Во-Нъ} И Се».

Один из вариантов перевода этих двух строк: «Ра в ночи, то есть в норе. Говорит Бог в ночи: то радуется Боробог, он этой ночью Ра заморил. Боробог, он и есть».

Если здесь Ра – Солнце, а Боробог – Бог ветра и холода, то получается, что на этих двух строках рунического камня зафиксировано архаичное представление людей о причине наступления зимы или полярной ночи. Слово «нора» может означать то место, куда прячется Солнце, то есть Север. Не от этого ли слова произошло впоследствии слово «норд»? Название страны «Норвегия» вполне соответствует этому: «север+верх», то есть верхне-северная земля, что соответствует географическому положению Норвегии.

На Рис. 13 показано изображение прорисованного текста с обратной (противоположной) стороны этого же рунического камня (третья строка), состоящего из 16 рун.

Рис. 13. Обратная сторона рунического камня из Норвегии с прорисованным текстом третьей строки.

Третья строка звучит примерно так: «На Го-Ръ Ра И-Та Ръ-Бо-Не Ра Се-Да Ра-И Ра-Се».

В таком варианте речь идет о возвращении Солнца после окончания зимы или полярной ночи. Встретившееся здесь слово Рбони – одно из самых распространенных имен на рунических камнях-памятниках. Точное значение его не совсем ясно, но можно предположить, что это слово означает молодой, малый и т.п. (в том числе, исходя из согласных «р-б-н» — ребенок?). Возможно, это имя в средние века трансформировалось в распространенное имя Робин. При таком разбиении текста третьей строки на слова получается примерно следующий перевод: «Поднимается Солнце молодое, Ра сесть собирается на Руси». Возможны еще несколько сходных вариантов прочтения этой строки, но общий смысл надписи сохраняется.

Другая руническая надпись с упоминанием бога Ра была обнаружена в Швеции (Blekinge) на одном из камней древнего святилища (Bjoerketorp-monument), реконструкция которого показана на Рис. 14.

Рис. 14. Общий вид расположения камней в святилище (реконструкция).

Надпись состоит из семи строк, шесть из которых расположены на лицевой стороне, а седьмая – на обратной стороне рунического камня (Рис. 14). Некоторые отдельные слова и словосочетания разделены в тексте на этом камне с помощью специального знака (второй, пятый, восьмой знаки на первой строке и т.д.). В некоторых других рунических надписях этот же знак может не только выполнять функцию разделения на слова и фразы, но и изменять значение гласных в некоторых слоговых рунах.

Рис 14. Лицевая и обратная стороны монумента с рунической надписью.

Рис. 15. Прорисовка и расшифровка рунического текста, показанного на Рис. 14.

Перевод расшифровки текста на современном языке означает примерно следующее:

      «Вечернее Солнце садится, его работа это,
      так как та серая мгла божия -
      то Мара пегая, так как [косит]
      иное [молодое] это Солнце запрятала так как.
      Оно у той теперь Мары потому, что если [молодое] [воровала (скрыла)] небо,
      будет и Солнце [скрыто]».

Другое значение слова «Ва-Ра-Ва» может быть от слова «вар», то есть жар, опалять, тогда получается несколько другой вариант перевода:

      «Вечернее Солнце садится, его работа это,
      так как та серая мгла божия
      — то Мара пегая, так как [косит]
      иное [молодое] это Солнце (спрятала) так как.
      Оно у той теперь Мары за то, что если [молодое] опалила (вечерней зарей?) небо,
      будет Солнце [скрыто]».
      Возможно в четвертой строке предпоследнее слово «Зъ-Ма» означает зиму, тогда перевод будет таким:
      «Вечернее Солнце садится, его работа это,
      так как та серая мгла божия
      — то Мара пегая, так как [косит]
      иное [молодое] это Солнце, зима так как.
      Оно у той теперь Мары за то, что если [молодое] опалила небо,
      будет Солнце [скрыто]».

В этом тексте для обозначения слога «РА» использована руна «R», а не «И», которая в этом тесте вообще отсутствует. В связи с этим следует отметить, что не все рунические надписи можно полагать аналогичными по написанию, так как часто они относятся к различному времени и были оставлены в районах проживания народов, имеющих диалектные различия и несколько отличающиеся наборы графических символов. Так, из надписей на камне из Рёка видно, что даже в одно и то же время, в одном месте, на одном и том же памятнике зафиксированы надписи об одном и том же событии, отличающиеся набором рун.

Имя бога Солнца Ра, написанное в виде руны «R», встретилось и на другом руническом камне (Arstad rune stone), найденном в Норвегии ( Sokndal, Rogaland). Это гранитная плита с древнего захоронения. 

Рис. 16. Надпись на гранитной плите (1,2 м ? 0,78 м ? 0,13 м).

Надпись состоит из трех строк. Первая строка читается слева направо: «{Тъ-И} И-Дъ-И За Ча-Се». Вторая строка читается справа налево: «Бо-Х-Че РА Че-Ка». Третья строка читается слева направо: «Мо-Ве: Ро-И Ни-Чи Се».

Здесь «Ча-Съ» — время; «Че-Ка» — ждать; «Мо-Ве» — говорить, молвить; «Ро-И» — собираться (роиться); «Ни-Чи» — ночи.

В результате получаем примерно следующий текст:

«Ты иди ко времени,

Бог Ра ждет,

Молвит: «собирайся ночью этой»».

При другом разбиении третьей строки: «»Мо-Ве: Ро-И-Ни Ча-Се«» получается второй вариант:

«Ты иди ко времени,

Бог Ра ждет,

Молвит: «собираться пора»».

Первый знак третьей строки здесь принят за руну «Мъ», так как она иногда писалась без прогиба верхней перекладины. В этой надписи больше подобных ей рун нет, чтобы удостоверится в верности ее отождествления. Первая руна третьей строки в рунических текстах, может звучать, как «пъ» или «бъ», но это не характерно для региона Скандинавии. Интересно, что и при таких вариантах общий смысл надписи не изменяется и соответствует назначению этого камня.

(продолжение следует)

trinitas.ru

Копирование материалов с сайта разрешено только с ссылкой на источник.

Категория: Археология | Просмотров: 1396 | Добавил: djadmin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Translate this page into...

Мини-чат

500

Наш опрос

Какие у вас вредные привычки?
Всего ответов: 108

Календарь

«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Кто откуда



Яндекс.Метрика
Рейтинг Cодружества Славянских Сайтов

Прогноз погоды





Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья союза


Гипотезы и Факты
Родолад РОДобожие - Славяно-Арийская Культура - Наследие Предковъ.
Сказы Велеса.


Наша кнопка