Главная » 2011 » Декабрь » 29 » История Древнего Китая
12:29
История Древнего Китая


Древнейшие царства.

Современное название страны – "Китай" происходит от монголоязычного народа киданей, захватившего, и удерживавшего в конце 10 – начале 12 вв. н.э. северные районы страны. Сами китайцы называли свою страну Чжун Го – "Срединное государство", либо по названию одной из правящих династий. Языковеды именуют китайцев ханьцами. Ханьцы (или китайцы) образуют китайскую языковую группу, которая, вместе с тибето-бирманской группой, в свою очередь, формирует китайско-тибетскую языковую семью.

Древнекитайский этнос имеет сложносоставное происхождение. На Великой китайской равнине обитало множество народов, принадлежащих к разнообразным этническим группам. Решающую роль сыграло катастрофическое наводнение, вызванное разливом великой реки Хуанхэ. Два народа ("сто черноголовых семейств”) пошли по пути развития ирригации и, слившись, образовали древнекитайский этнос, другие (жуны) освоили горные районы. Со временем, противостояние вылилось в многовековую этническую войну.

Первым государственным образованием, согласно традиционной китайской хронологии было возглавлено династией Си Ся. Долгое время европейская наука отрицала подлинность ее существования, но, в конце концов, династия была отождествлена с определенной археологической культурой. Следующая династия Древнего Китая – Шан Инь уже абсолютно исторична. Название ее происходит от двух последовательно существовавших столиц – Шан и Инь. Военная мощь династии основывалась на использовании технической новинки – боевых колесниц. Поскольку появление этого вида оружия по всему евразийскому континенту было связано с индоевропейцами, и время появление Шан Инь примерно совпадает с эпохой великих индоевропейских походов, можно предположить, что становление династии было связано с данным процессом. Известно и также, что кочевые индоиранские племена распространились до реки Хуанхэ.

Кроме позднейших источников, относительно историко-культурных процессов, происходивших в эпоху Шан Инь, мы располагаем определенными аутентичными сведениями. Это гадательные иероглифические тексты на черепаховых панцирях. Благодаря им, известно, что династия Шан Инь являлась типичным вариантом древневосточной деспотии.

Вероятно, развитие Китая могло бы уподобиться Египту и Месопотамии, но история совершила неожиданный поворот. На западе Великой равнине образовалось княжество Чжоу со смешанным китайско-варварским населением. Долгое время оно подчинялось Шан Инь, но в период междинастических усобиц правители Чжоу вмешались в борьбу за власть. В решающей битве знаменитые колесницы увязли в болоте и династия Шан Инь пала. Наступил период истории Чжоу.

Социально-политическая обстановка совершенно изменилась. Государство Чжоу отличалось столь высокой степенью децентрализации, что китайские ученые ХХ века назвали данный период развития "феодальным”. Разумеется, для историков-марксистов было лестно считать, что развитие их страны на два тысячелетия обогнало развитие Европы и Ближнего Востока. Однако, с позиций современного уровня науки становится ясным, что феодальный уклад (в широком понимании его значения) мог неоднократно возникать у разных народов на разных витках истории. По существу он представляет способ господства воинственных завоевателей над более многочисленным покоренным населением.

Время эпохи Чжоу характеризуется периодическими столкновениями между крупными китайскими феодалами, во время одного из которых был разрушен центр царства Чжоу – город Хао (в 770 г. до н.э.). Тогда царь Пин Ван перенес столицу на восток, в Лои. С этого момента власть чжоуских ванов приобрела номинальный характер.

Вторая половина времени династии Чжоу традиционной историографией Китая делится на два периода: "Ле го ("множество царств", 8 – 6 вв. до н.э.) и Чжань го ("воюющих царств", 5 – 3 вв. до н.э.).

Философские традиции.

Период Ле го является чрезвычайно важным историческим периодом для развития китайской цивилизации. В эту эпоху были созданы главные философские учения страны, что для К. Ясперса послужило поводом для ее включения в так называемое "осевое время" человечества.

Моизм (в честь его основателя Мо Цзы) являлся идеологией некоторых городских кругов. Оценки моизма сильно разнятся. Иногда его называют "идеологией демократических городских кругов Китая", а Лев Гумилев охарактеризовал как "антисистему", (то есть в терминологии теории этногенеза учение с негативным, жизнеотрицающим мироощущением). Впрочем, обе характеристики, в сущности, не противоречат друг другу :)

Название другого учения – даосизм (основатель Лао Цзы) происходит от китайского термина Дао, что, приблизительно можно охарактеризовать как "путь", "закон". Вселенная имеет единое великое Дао, но каждое существо подчиняется и своему "маленькому" дао, находящемся в гармонии с главным. В связи с этим уместно вспомнить притчу о вэйском правителе и мяснике.

Правитель государства Вэй (одно из крупнейших княжеств, возникших на развалинах царства Чжоу) узнал, что в его владениях живет мясник, могущий разрубить тушу быка тремя ударами тесака. Правитель вызвал умельца ко двору. "Как достиг ты такого совершенства?" – "Я всю жизнь постигал дао быка". Далее мясник расказал, что чувствует внутренние пустоты в структуре туши и его тесак следует за ними.

Забавно, что похожим способом действовал и наш ударник производства Стаханов. Он учил молодых шахтеров, что в угольном пласте есть некие центры напряжения. Попади в такой центр отбойником – и пласт буквально взрывается. Как видно, Стаханов был стихийным "даосом" :)

Даосские (даосистские) наставники учили жить в гармонии с миром, еого Дао. Отсюда проповедь "недеяния". "Сиди спокойно у дверей своего дома, и ты увидишь, как мимо пронесут труп твоего врага". Кроме того, их учение включало многие черты натурфилософии. В средние века, даосизм большое внимание стал уделять достижению индивидуального бессмертия алхимическим способом, используя для этого сублимированную сексуальную энергию. По этому поводу уместно вспомнить, что европейские алхимики, хотя и акцентировали внимание на поиске золота, все же, в конечном счете, также стремились к достижению бессмертия в этом мире.

Другим великим китайским учением было конфуцианство (в честь основоположника Кун Цзы). В отличие от даосизма, конфуцианцы свое внимание сосредотачивали не на проблеме "человек и природа", но на "человек и общество", Крайне упрощенно можно сказать, что в основе учения Конфуция лежали два главных принципа: ли и жэнь.

Жэнь переводится как "гуманность". Применительно к китайской специфике это означает "поступай с другими так, как они поступают с тобой". Положа руку на сердце, большинство читателей согласится со справедливостью данного принципа :)

Ли означает "почтительность" и устанавливал характер взаимоотношений между людьми, их обязанности по отношению друг к другу. Причем, интересно, что на первом месте стоят обязанности по отношению к родственникам, а уже на втором – долг перед государством. Из чего видно, что, первоначально, конфуцианство выражало не цели формирующейся империи, а взгляды родового общества.

Подлинно "государственническим" было учение легистов. Легизм подразумевал подчинение личности интересам власти, которой придавалось демиургическое начало, организующее косную природу. В этом сквозила изрядная доля волюнтаризма и жестокости, но надо отметить реальную эффективность деятельности адептов учения.

Образование империи.

История периода Ле го характеризовалась тем, что китайские княжества поглощали друг друга как клетки в биологическом растворе. Ситуация осложнялась и борьбой с некитайскими европеоидными племенами жунов, обитавшими по берегам великой реки Хуанхэ от желтого моря до Тибета. В конечном счете, осталось "семь гегемонов" Древнего Китая – Цинь, Чу, Чжао, Вэй, Хань, Ци, Янь. Каждый из его правителей принял чжоуский титул вана (царя). Эти-то царства и схватились между собой в следующий период истории – Чжань го.

Интересно сравнение истории Китая этого периода с историей Западной Европы 16 - 17 вв. н.э., сделанное Л.Н. Гумилевым. Царство Цинь, находящееся на западной окраине страны, военизированное, полуварварское, проникнутое жесткой доктриной легизма ученый сопоставил с Испанией (только что сломившей сопротивление арабов и берберов на Пиренейском полуострове) и орденом иезуитов ("цель оправдывает средства"). Ему противостояло южное аристократическое царство Чу, противопоставляя солдатчине рыцарскую доблесть и обаяние культуры. Чу Гумилев называет "китайской Францией". Три царства: Чжао (также обладавшее сильной реформированной армией), Вэй (наиболее многолюдное в древнем Китае) и Хань являли собой осколки некогда могущественного царства Цзинь. Они напоминают децентрализованную средневековую "Священную римскую империю германской нации". Восточное приморское царство Ци, обладавшее сильным флотом, товарно-денежной экономикой и, создавшее первую академию в Китае, Гумилев сравнивает с Англией. Наконец, заброшенное на северо-восток страны царство Янь можно уподобить Скандинавии.

Как известно, использовавшая доктрину ордена иезуитов Испания пыталась объединить под своей властью всю Европу – и проиграла. Царство Цинь же, руководствуясь принципами легизма (тотальная мобилизация населения в случае войны или жизненно важных работ, например, ирригационных; уничтожение знатности и назначение на должность за заслуги, которые, впрочем, могли покупаться; реформирование армии при замене бронзового оружия железным и устаревших боевых колесниц конницей) победило всех противников. В 221 г. до н.э. циньский царь Ин Чжэн принял титул императора ("хуанди"), и стал именоваться Цинь Ши Хуанди ("первый император династии Цинь"). Начался императорский период в истории Китая, продолжавшийся до начала двадцатого века.

В правление Цинь Ши Хуанди были проведены всепроникающие реформы, направленные на превращение страны в, как бы мы сказали, "унитарное государство". Была отстранена от управления старая знать, создана централизованная система управления при коллективной ответственности населения за проступки, унифицированы единицы мер и весов, оттеснены кочевники хунны на севере, завоеван некитайский тогда еще юг страны, построена Великая китайская стена (десятки тысяч башен!). Все это делалось, естественно, с изрядной жестокостью.

Итак, в Китае начался императорский период истории. Менялись династии (Хань, Цзинь, Вэй, Суй, Тан, Сун, Юань, Мин, Цин), а империя сохранялась (хотя иногда она распадалась на отдельные части или завоевывалась северными варварами (хуннами, сяньбийцами, киданями, чжурчженями, монголами, манчжурами). Но части державы снова срастались, а варвары окитаивались (что не мешало их последующему свержению).

Императорский период истории закончился в 1913 году буржуазной революцией в Китае. Иноземная манчжурская династия Цин была низложена, и в стране формально установилась президентская форма правления. Не стоит путать манчжурскую Цин с первой династией – Цинь (это как в римской истории – первый император – Август, последний – Августул).

Императорам вообще фатально не повезло в эти годы: в 1917 был свергнут российский император, в 1918 – германский и австро-венгерский. Но вскоре, Китай распался на владения отдельных генералов, и начались затяжные гражданские войны, осложненные японским вторжением.

В стране сложились две основные силы, представляющие два проекта развития. Во-первых, партия Гоминьдан, представляющая буржуазно-помещичьи круги и опиравшаяся на идеологию капиталистического модерна. Во вторых, Коммунистическая партия Китая, взявшая на вооружение также идеологию модерна, но в коммунистической редакции.

Интересно то, что идею восстановления традиционной империи не отстаивала ни одна серьезная сила! Дело в том, что "глобализация" (не как "свободный рынок", а как политическая взаимозависимость) уже стала фактом истории и ни одна реальная китайская группировка не могла бороться без внешней поддержки. Лидер Гоминьдана Чан Кай Ши ориентировался на Запад, в конечном счете США. Вождь китайских коммунистов Мао Цзэ Дун выбрал СССР. И не прогадал :). Китайская же империя внешним силам просто не была нужна.

В Советском Союзе, в период острой идеологической борьбы с Китаем, в адрес Мао Цзэ Дуна было выпущено много критических стрел. Но исторический факт состоит в том, что Первый вождь коммунистического Китая заложил основы мощного национального государства, и проводил совершенно самостоятельную политику. Он, несмотря на эксцессы, вырастил целую плеяду умных руководителей, которые проводят умелую политику, превращая Китай в потенциального лидера третьего тысячелетия. Какой контраст по сравнению с судьбой СССР!

Возвращаясь к династии Цинь, следует отметить, что ее порядки сочетали мощную власть государства с развитием торгово-ростовщического сословия. Это полностью противоречит нашему времени, когда во всем мире большой бизнес способствует "разрыхлению" государства, хотя и не стремится к его уничтожению. (Правда, в циньской державе последнее слово всегда оставалось за властелином, который умел заставить себя слушаться).

Глобальные нововведения императора вызвали сильнейшее недовольство, выразителями которого стали конфуцианцы, желавшие к тому же взять под свой контроль систему образования. Тогда против них выступил первый министр Ли Сы с памфлетом "они (конфуцианцы) восхваляют древность, чтобы порочить современность". После чего начались репрессии – 460 последователей Конфуция были закопаны в землю.

Однако установленный Цинь Ши Хуанди режим не пережил своего основателя. Сам великий император, все время опасавшийся террористического акта и постоянно менявший места ночлега, умер на 48 году жизни от нервного шока. Он был похоронен в великолепном склепе (в 1974 году открытом китайскими археологами), в окружении нескольких тысяч раскрашенных глиняных солдат в натуральную величину, конных и пеших.

Как водится, начались раздоры между сыновьями и "властными элитами". Ослаблением империи воспользовались ее враги. Вспыхнули восстания, наиболее успешными из которых руководили Сян Юй и Лю Бан.

Сян Юй, выходец из земель бывшего царства Чу, несмотря на свое простое происхождение, был проникнут аристократическими идеями. Он отыскал последнего потомка чуской династии, который пас овец и провозгласил его царем (сосредоточив, однако, всю полноту власти в собственных руках).

Лю Бан же являлся старостой одной из деревень на территории бывшего царства Хань. Партия работников, направляемых им на строительство Великой китайской стены, разбежалась. Согласно циньским законам, Лю Бану грозила смерть, и он, вполне в традиционном духе, поднял мятеж.

В отличие от Сян Юя, Лю Бан не обладал полководческим талантом. Зато он умел привлекать на службу способных людей. Так, его главным советником стал Сяо Хэ, а военачальником – Хань Юй. Лю Бан первым вошел в столицу Сяньян и пленил сына Цинь Ши Хуанди – Ер Ши Хуана ("Второго императора"). Тем не менее, Лю Бану пришлось уступить Сян Юю (войска которого, собственно, и выполнили главную работу по разгрому циньских армий) и удовольствоваться тем уделом, который тот ему пожаловал – Сычуанью.

Однако, будучи хорошим полководцем, Сян Юй оказался никуда не годным политиком. Он, с одной стороны, восстановил подобия древних царств, с другой – желал быть верховным правителем. Такая противоречивость вызвала мощное недовольство.

Тогда Лю Бан находясь в Сычуани (на востоке современного внутреннего Китая) начал действовать. Сычуань представляла естественную крепость, защищенную горами и реками, все мосты через которые он предусмотрительно разрушил, а по единственному уцелевшему пустил Хань Юя с войском и воззванием к населению. Хань Юй совершил стремительный бросок через северные районы Китай, всюду распространяя воззвание, которое было составлено Сяо Хэ столь грамотно, что всюду находило поддержку. Тем временем и сам Лю Бан с основными силами вступил в борьбу.

Сян Юй сделал все, что в человеческих силах, но не смог противостоять восставшей на него стране и погиб. Лю Бан стал основателем второй, и, пожалуй, самой великой императорской династии Китая в истории – династии Хань (названной так в честь древнего царства).

Династия Хань.

Программа новой династии была следующей. "Земледелие суть основа государства, торговля и ремесла – его ветви. Правитель должен укреплять ствол, и ослаблять ветви". Исходя из этого, земледелие было объявлено наиболее важным занятием, торговцы и ростовщики лишились привилегий и всячески притеснялись. Родовая знать вернула некоторые свои права, но подлинная власть находилась в руках у многочисленных представителей новой династии и бюрократического аппарата.

Первые десятилетия правления новой династии ушли на подавление смут и борьбу с образовавшейся к северу от Китая кочевой державой Хунну. Для восстановления экономики страны была принята программа даосов, включавшая сокращение государственных расходов и снижение налогов на крестьян. Здесь надо иметь в виду, что в условиях, когда большинство населения само производит продукты потребления, подобные меры всегда приносят облегчение жизни. В современном же обществе, особенно с большим государственным сектором экономики и государственными же здравоохранением, образованием и т.д., снижение налогов ведет к падению уровня жизни больших социальных групп.

В империи же Хань росло население (достигнув цифры в 50 с лишним миллионов человек, которую Китай превысил лишь полтора тысячелетия спустя), все успешно развивалось, и, в то же время, уходило из-под контроля государства (аналогичная проблема стоит и перед коммунистическим руководством нынешнего Китая). Тогда, дабы не утратить влияние, императорское правительство стало вести исключительно активную политику, которая включала, прежде всего, серию внешних войн, но, также и отправку многочисленных экспедиций и посольств, сопровождаемых вооруженными отрядами и весьма дорогостоящими.

Таким образом, китайское правительство перешло от политики даосов к легистским методам управления. Но, постепенно, все большее влияние приобретали конфуцианцы, прозорливо стремившиеся к руководству системой образования. Теперь они, конечно, сильно изменились, вобрав в свою доктрину некоторые принципы легизма, и переориентировавшись с родовой знати на административный аппарат (границы между которыми, впрочем, в древних обществах были весьма нечеткими). В конечном счете, именно в эту эпоху, сложилась конфуциано-даосская, "дуалистическая" система духовной жизни Китая, которая, с некоторыми дополнениями (например, буддизмом) просуществовала потом более двух тысячелетий. Остальные же многочисленные течения древности постепенно исчезли.

Между активным, "государственническим" конфуцианством и инертным, "индивидуалистическим" даосизмом происходила, подчас, острая борьба (даосы бывали руководителями крестьянских восстаний). Но это была борьба в рамках единой системы, способствующая не распаду, а, наоборот, поддержанию единства.

Чиновник, находясь на государственной службе, совершено органично исповедывал принципы конфуцианства. Собственно, попасть на эту самую службу он и мог, лишь сдав конфуцианские экзамены, суть которых состояла в проверке знаний китайской классической (в основном конфуцианской же) литературы. Кстати этот принцип экзамена Европа заимствовала из Китая через страны Среднего Востока.

Когда же чиновник попадал в опалу ("выходил на пенсию"), он поселялся в своем поместье посреди живописных гор, и, предаваясь элегическим настроениям, сочинял стихи и изучал алхимию бессмертия.

Итак, мы закончили на образовании и возвышении династии Хань. Впереди у Китая были две тысячи лет бурной и блестящей истории. Но, "пестрый грохот равнины китайской" (Николай Гумилев), к сожалению, выходит за рамки нашей темы. Поэтому плавно перейдем к мифологии.

Сохранность китайской мифологии не очень хорошая. Это тем более обидно, что история страны зафиксирована буквально по дням – историография Китая не знает себе равных. Очень рано, древние мифологические тексты стали подвергаться конфуцианской переработке, толковавшей их в рационалистическом, аллегорическом смысле (в большей степени, персонажи и сюжеты китайской мифологии сохранились у даосов). Зооморфные образы начали заменяться антропоморфными. Так, например, богиня Сиванму ("Владычица Запада), изначально представлялась страшной, с клыками тигра (тигр – символ запада, дракон – востока). Позже, она преобразилась в прекрасную, тридцатилетнюю женщину.

Тем не менее, за змеем (драконом) удержалась положительная символика, которую этот образ утратил почти повсеместно (включая Египет и, отчасти, Индию). В этом сказываются древние черты китайской мифологии. Желтый дракон и поныне является символом страны.

Таким образом, мифологические сведения оказались разбросаны по многочисленным древним книгам. Позже, в Средние века, в Китае сложилась синкретическая народная мифология (наподобие синкретической религии римской империи), включавшая буддистские, даосские (даосистские) и многие древние сюжеты.

Копирование материалов с сайта разрешено только с ссылкой на источник.

Категория: История | Просмотров: 1012 | Добавил: djadmin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Translate this page into...

Мини-чат

500

Наш опрос

Какие у вас вредные привычки?
Всего ответов: 108

Календарь

«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Кто откуда



Яндекс.Метрика
Рейтинг Cодружества Славянских Сайтов

Прогноз погоды





Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья союза


Гипотезы и Факты
Родолад РОДобожие - Славяно-Арийская Культура - Наследие Предковъ.
Сказы Велеса.


Наша кнопка