Главная » 2012 » Январь » 8 » История и культура Персии
11:48
История и культура Персии


Во втором тысячелетии до нашей эры индоиранская общность народов (которая, в свою очередь, являлась частью еще более широкой индоевропейской общности) стала разделяться на две ветви - иранскую и индийскую. О родстве этих ветвей говорит и сходство их самоназваний - иранцы и арии.

    Разделение это было медленным. Долгое время и праиранцы и арии поклонялись одним и тем же богам, которые имели эпитеты дева-асура (как, например, Варуна). Существовал также значительный массив народов, находившихся "посередине", между праиранцами и ариями. Они жили не только на территории современных Афганистана и Пакистана, но даже и в Сирии, как правящая династия могущественного царства Митанни, поклонявшаяся Уруване (Варуне), Индре и Насатья (Насатьям/Ашвинам).
    Однако, постепенно накапливались идеологические различия. В Индии понятие "асуры" из амбивалентного перешло в разряд негативного, демонического. Боги же стали именоваться исключительно "дева".     Среди же праиранцев происходил обратный процесс, получивший свое завершение в религиозной реформе Заратуштры.
    Время жизни великого пророка невозможно четко определить (оно датируется от 12 до 6 вв. до н. э.). Место жизни также спорно (от западного Ирана до нижней Волги). Все же, наиболее вероятной представляется Бактрия (Средняя Азия).
    Суть реформы Заратуштры заключалась в создании первой в мире религии единого бога. Для этой цели он пожертвовал древними богами, и отныне слово "дэв" на языке его последователей стало обозначать "демон". В этот разряд попали и Индра и Ашвины.
    Но здесь важно иметь в виду очень важное обстоятельство. Заратуштра был жрец. Боги военной аристократии (Индра) и простого народа (Ашвины) были ему достаточно чужды. Однако, то же самое нельзя сказать и о жреческих богах. Варуна, по мнению Ж. Дюмезиля, стал той основой, вокруг сложился образ могущественного Ахура Мазды.
 
Возможно, за предпочтением обществом Бога Земных Сил или Бога Грома стоял выбор одного из двух взаимоисключающих путей развития. Пример - кельты и римляне. После того, как среди кельтов власть перешла к друидам, они поклонялись Цернунну/Езусу и жили в иррациональном  магическом мире, поддерживая контакты с подобными  себе этрусками. Римляне же возвели в ранг главы пантеона Юпитера (который, хотя и был Богом Ясного Неба, но вобрал в себя многие стороны Бога Грома) и создали мощную военно-государственную машину. Компромисс между мистикой и рационализмом был труднодостижим. Неудивительно, что одной из целей религиозной реформы профессионального жреца Заратуштры, поддержанной мидийскими магами (наряду с установлением монотеизма) была дискредитация громовержцев.
Вторым крайне важным аспектом новой религии стал ее дуалистический характер. Конечно, элементы дуализма существуют во мировоззрениях. Присутствовали они и в древних мифологиях (То, что структуралисты называют "бинарными оппозициями: "добро - зло", "верх - низ". Однако не следует преувеличивать их значение). Но настоящая, глубоко разработанная дуалистическая доктрина была впервые разработана иранским пророком. Более того, все последующие концепции так или иначе связаны с зороастризмом, будь то добуддийская тибетская религия бон, манихейство, финно-угорские и самодийские мифологии и т.д. Христианство, де-юре стоящее на позициях монизма, де-факто все средневековья являлось дуалистическим мировоззрением. В чем же причина живучести доктрины дуализма?
    В современном политическом языке существует понятие "однополюсная картина мира". Субъект международного права, выдвигающий претензии на то, чтобы являться единственным центром власти, автоматически обращает на себя огонь критики, пусть не всегда справедливой. Нечто сходное мы наблюдаем и в области древних идеологий. У тех, кого называют "язычники" все относительно просто - богов много, и источников власти много. Но вот вызревает представление о справедливом верховном боге и рождается монотеизм. Тут  то и возникает проблеме зла в мире. Если бог всемогущ и всеблаг, то он несет высшую ответственность, за все происходящее в мире.
    Понимая проблему, теологи монотеизма говорили о непостижимости божественного провидения и персональной ответственности человека. Но искателей истины во все времена не удовлетворяли эти объяснения. И здесь брал свое слово дуализм, не только как концепция, но и как мироощущение. Он говорил о двух полюсах бытия, светлом и темном началах. Причем, если, например, у китайцев темное начало Инь было всего лишь неразумным, бездеятельным, то по Заратуштре зло активно и нацелено на захват власти над миром. И каждый человек (да и вообще живое существо от небожителя до муравья) выбирает, на чью сторону встать в гигантской битве двух полярных сил.
    Другими достижениями зороастризма были концепции ангельских иерархий, фарна (ореола святости). Как уже отмечалось, Верховным (и первоначально единственным после реформы Заратуштры божеством) являлся Ахура Мазда. Но иранский пророк понимал положительную сторону политеизма, где множество богов отражало разнообразие мира. Поэтому в зороастризме появились семь амешаспентов, за каждым из которых была закреплена определенная функция. Условно они соответствуют христианским архангелам.
Кроме амешаспентов существовали и фраваши - души неродившихся еще людей и одновременно ангельское воинство.
    Все мы видели изображения христианских святых с круглым светящимся нимбом вокруг головы. Но впервые этот нимб появился над головами священных иранских царей и героев. Он назывался "Фарн" и представлял собой самостоятельное божество, иногда изображаемое в образе барана.
 
Фарн (авестийск. "хварна”) означает "блеск”, "сияние”, "слава”, "божье благословение”. Хварна "...для царей Парадата и Кавиев - знак богоизбранности, царственной принадлежности, власти <...> для героев - залог их славы и победоносности, для "простых смертных” - изобилие, удача, богатство...” (И. Рак, «Зороастрийская мифология», 1998, 515). Один из вариантов хварны - нимб вокруг головы - пережил зороастрийский Иран и стал непременным атрибутом христианского святого. Другой, более древний, мыслился в облике барана. Бараньи рога служили частью короны шаханшаха, что уходит корнями еще в бронзовый век Луристана.
После смерти зороастрийского пророка, постепенно были реабилитированы и некоторые древние боги, получившие название язатов и образовавшие следующую после Амеша Спента иерархию.
    Но при всех положительных духовных завоеваниях, реформа Заратуштры повела к новому расколу. На этот раз огромная область, населенная ираноязычными народами разделилась на Иран и Туран. Первые обитали на иранском нагорье (это, в основном, мидийцы, к которым возводят свое происхождение современные курды и персы). Вторые занимали необозримые пространства степей к северу от Кавказского хребта и Амударьи. К туранцам относились скифы, саки, сарматы, аланы, авары.
    Туранцы сохранили почитание дэвов в качестве богов, и это было одной из причин долгой военно-идеологической конфронтации.
    В 8 веке до н.э. возникло Мидийское царство. В следующем столетии, его царь Киаксар усмирил скифов, свирепствовавших тогда на Ближнем Востоке и создал огромную державу, простиравшуюся от Малой Азии до восточных границ нынешнего Афганистана. В союзе с Нововавилонским царством, мидийцы разгромили Ассирию, но на западе были остановлены лидийским царем. Отношения с Вавилоном также испортились, так как Мидия захватила Харран - священный город бога Луны, которому поклонялся правитель Вавилона. В этот момент восстал Кир - вассальный царек Парса.
    Кир победил мидийского царя Астиага и завоевал все его земли. Затем, црецы Вавилона без боя открыли ему этот неприступный город. Легендарный лидийский царь Крез также покорился новому владыке.
    Однако на востоке Кир был разбит туранцами и погиб. Ему наследовал Камбиз, осуществивший покорение Египта. Так возникла вторая после Ассирии мировая держава.
    Вскоре Камбиз умер и в державе Ахеменидов (так называлась древнеперсидская династия) разгорелась междоусобная борьба. К власти пришел маг (жрец) Гаутама и это означало возвращение мидийцев к власти. Но родственнику Камбиза, Дарию 1  удалось организовать убийство Гаутамы и вернуть власть Ахеменидам.
    Дарий провел реформы, упорядочившие огромную страну. В русле традиционного противостояния с Тураном, высадившись в Европе, во Фракии, он совершил поход против скифов. Вероятно, персидская армия обошла с запада на восток Черное море. Но скифы уклонились от битвы, и поход закончился неудачей.
    На западе же персидские цари, начиная с Дария 1, столкнулись с возраставшим могуществом греков. Начались знаменитые греко-персидские войны, подорвавшие могущество Ахеменидов. А затем, в 4 веке до н.э. пришло время Александра Македонского и его головокружительного похода вглубь Азии, стершего с карты древнеперсидское царство.
    Наступил период эллинизма и безвременья для народов Древнего Востока. Тем не менее, традиция зороастризма не умерла. На территории современной Туркмении образовалась Парфянская держава, которая, постепенно, отвоевала все иранские земли у наследников Александра Селевкидов. Парфяне, обладавшие тяжелой панцирной конницей, оказались достойными соперниками римлян, о чем, например, говорит гибель сорокатысячного римского войска во главе с Крассом (победителем Спартака) в битве при Каррах.
Держава Аршакидов (так именовалась парфянская династия) существовала с 3 века до н.э. по 3 век н.э. Первую половину этого срока она находилась под сильным влиянием античной культуры, в течении второй парфянские цари все более погружались в глубины зороастризма. Но, несмотря на все заслуги, Аршакиды были непопулярны, ибо считались "туранцами" (к чему происхождение династии, действительно давало основания).
    В 3 веке н.э. Ардашир Бабаган, правитель древнего Парса, возводивший свою генеалогию к Ахеменидам, поднял мятеж против парфян, разбил их армию и уничтожил династию Аршакидов, восстановив могущество персов в державе.
    Новая династия Сасанидов всецело пользовалась поддержкой могущественного зороастрийского жречества. Она вела постоянную борьбу с Римом и сменившей его Византией. Несмотря на некоторое преобладание персов, граница между двумя великими державами раннего средневековья, в целом, изменялись мало. В 6 веке Иран пережил революцию маздакитов, практиковавших уравнение имущество и общность жен (они опередили Маркса на полторы тысячи лет!). Справившись с последствиями социально-политческой катастрофы, персидские цари провели ряд реформ, превративших свое сословно-кастовое государство в неограниченную деспотию. Обладая властью над ресурсами страны, царь Хосрой Парвиз с новой силой развернул наступление на позиции Византии, желая восстановить державу в границах империи Ахеменидов.
    Персам удалось оккупировать Египет, Сирию и Малую Азию и подойти к Константинополю. Но новый византийский император Ираклий нанес мощный контрудар на севере через Армению. Персы были вынуждены подписать мир.
    Истощение обеих держав было столь велико, что когда на Ближнем Востоке появилась новая сила - арабы, тем удалось захватить половину территории Византии и весь Иран. Для последнего арабское завоевание представляло подлинную катастрофу. Арабы принесли с собой мусульманскую религию. Мусульмане признавали право на существование за христианством и иудаизмом, последователи которых назывались "людьми писания".
Для язычников же, к которым мусульмане относили представителей всех остальных вероисповеданий, наступили тяжелые времена. Правда, вынужденные считаться с реальностью, новые правители стали называть людьми писания и зороастрийцев, которые еще в 10 веке н. э. составляли значительную часть населения. Но эта часть постоянно уменьшалась, особенно за счет представителей низших социальных слоев, для которых принятие ислама открывало широкие перспективы предпринимательства и служебного роста.
    При этом продолжала существовать некоторая рознь между персами и арабами. Но персы нашли идеологический выход для своей новой культурной идентификации в рамках мусульманской религии. Они создали направление шиизм ("Шии Али" - "Партия Али"), в котором особым почтением пользуется фигура Али - трагически погибшего халифа и друга пророка Мухаммеда.
    Конечно, элементы зороастризма оказывали влияние на политику местных правителей, особенно в эпоху нестабильности. Так возник знаменитый персидский эпос "Шахнаме", созданный Фирдоуси и его предшественниками для Саманидов, династии восточноиранского происхождения. Он стал одним из главных компонентов богатейшей культуры иранского средневековья.
    В настоящее время в мире насчитывается около двухсот тысяч зороастрийцев, большая из которых живет в Индии, образуя особую касту парсов.
Копирование материалов с сайта разрешено только с ссылкой на источник.

Категория: Духовное развитие и культуура | Просмотров: 1569 | Добавил: djadmin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Translate this page into...

Мини-чат

500

Наш опрос

Какие у вас вредные привычки?
Всего ответов: 108

Календарь

«  Январь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Кто откуда



Яндекс.Метрика
Рейтинг Cодружества Славянских Сайтов

Прогноз погоды





Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья союза


Гипотезы и Факты
Родолад РОДобожие - Славяно-Арийская Культура - Наследие Предковъ.
Сказы Велеса.


Наша кнопка