Главная » 2012 » Январь » 1 » Мифы славян.
16:52
Мифы славян.


Великое Переселение. Западные славяне.


История славян полна загадок. Многие исследователи считают, что происхождение народов этой языковой группы теряется в глубине бронзового века (См. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М: Наука 1994). Но первые достоверные упоминания о них относятся к началу нашей эры. Прародина славян видимо нахо­дилась в области между Днестром, Припятью и Верхней Вислой. Здесь они подвергались различным культурным влияниям:  скифо-иранскому, дако-фракийскому, антично-римскому.         В последнее время ученые много пишут о кельтском воздействии /в частности, техника обработки металлов у древних славян базиро­валась не на скифских - весьма высоких, а на кельтских традициях/ (См.Славяне и Кельты //Седов В.В. Славяне в древности. М:  Институт археологии Росс. Академии наук. 1994.).
Под давлением готов и других германских племен славяне были втянуты в Великое переселение народов.    Одни из них двину­лись на запад и распространились вплоть до Эльбы, другие направи­лись на юг - наводнив Балканский полуостров, третьи осваивали Причерноморье и днепровские земли.
В У1 веке Центральную Европу ожидало новое потрясение - вторжение ираноязычных аваров, пришедших с низовий Сырдарьи. Авары поселились на территории нынешней Венгрии, тем самым разделив земли славянства. Последнее, таким образом, распалось на юж­ную, западную и восточную ветви.
Судьба их была различна. Южные славяне /предки болгар, сербов, хорватов, македонцев, черногорцев/   попали в сферу влияния циви­лизации Средиземноморья и быстрее других приняли христианство. Западные славяне /их нынешние представители:  чехи, словаки, поляки/ дольше сохраняли языческую традицию.    Особое развитие она получи­ла у обитателей южного берега Балтики:  польского Поморья и между­речья Эльбы и Одера. Последние оказались в трудных усло­виях отражения католической экспансии Германской империи. Чтобы выжить, балтийские славяне создали воинственные княжества /лютическое, ободритское, руянское/  со множеством укрепленных го­родов, наиболее известными из которых были Ретра и Аркона. о этих городах, где большим влиянием обладало жречество, строились роскошные деревянные храмы. Вот как описывает главный храм Ретры немецкий хронист Х1в. Титмар Мерзебургский:
«В области редариев лежит треугольный и троевратный храм Радегоста, окруженный огромным, для туземцев неприкосновенным священным лесом... В ограде находится лишь, искуснейшим образом воздвигнутое деревянное святилище, стоящее на фундаменте из логов различных животных.    Снаружи стены его украшены, насколько можно видеть, великолепно вырезанными изображениями богов и богинь,    внутри же сто­ят сделанные человеческой лукой боги, каждый с вырезанным именем; устрашения ради, одеты они в шлемы и панцири; высший бог зовется Сварожиц и все язычники его особо почитают» (Херрман И. Ободриты, лютичи, руяне. //Славяне и скандинавы. М: Прогресс   1986. с. 356-337).
В особые дни, жрецы с длинными волосами, одетые в белое, совершали обряд гадания. Для этого, над скрещенными копьями проводили белого жеребца, посвященного богу, и по его походке опреде­ляли будущее.
В 17 веке в немецком замке Прилвиц была обнаружена богатая коллекция идолов удивительного облика из Ретры.   Правда, их часто считают подделкой.
Великолепием отличался и храм в Арконе. Саксон Грамматик, датский средневековый хронист и писатель сообщал:  "Снаружи храм украшался тщательно изготовленными скульптурами...    Для входящих был открыт единственный вход. Само святилище заключено в две ограды.   Внешняя, состоящая из стен, покрыта пурпурной кровлей; внутренняя, опиравшаяся на четыре столба, вместо стен блистала за­весами... В святилище установлена огромная, превосходящая чело­веческий рост фигура с четырьмя головами... бороды были изобра­жены обритыми, волосы остриженными... В деснице /идол/ держал рог для питья, исполненнмй из различных металлов, который жрец еже­годно должен был наполнять вновь, чтобы по состоянию жидкости пре­дсказать урожаи грядущего года. Левая рука, упертая в бок, образо­вывала дугу... Ноги покоились на почве, и основание было скрыто в земле. Неподалеку оттуда висели узда и седло и прочие "знаки власти" божества; чудодейственность его умножал меч чудовищной ве­личины, лезвие и рукоять которого, помимо превосходной чеканной ра­боты, выделялись серебряной поверхность" (там же  с. 358).
 



Алексей Фанталов. "Пятиглавый Поренут".



Восточные славяне.


Наличие профессионального жречества и крытых языческих храмов - для славян явление довольно необычное. Его иногда объя­сняют влиянием христианства. Но известный немецкий ученый Иоахим Херрман считает, что эти культовые строения ведут начало от кельт­ских храмов Средней Европы. Деревянные фигурки   ограды святилищ, также могут представлять следы традиции кельтов.    Розен-Пшеворска идет дальше, полагая, что кельтские черты сохранились в скульптуре некоторых христианских храмов в Польше. Установлено также, что в районе нынешней Силезии иМалопольши длительное время существо­вали два кельтских повеления и им могут принадлежать известные ка­менные изваяния на голе Шленжи /медведи и т.д./, а также круги, вы­ложенные из камней.
Исходя из всего перечисленного, в науке существует мне­ние, что мощное развитие языческих культов западных /балтийских/ славян, перешедшее и к балтским /прусским и летто-литовским/ народам имеет кельтские корни.
Иная ситуация сложилась в Восточной Европе. Осваивая ее необозримые пространства, с редким   финно-угорским населением, славяне сохраняли свои наиболее архаичные, исконные черты. По этому поводу можно снова вспомнить Жоржа Дюмезиля.  Три индоевропейские группы народов:  кельты, германцы и славяне как бы иллюстрируют его трехфункциональную теорию. Первые олицетворяют магическую функцию, вторые - военную, третьи - хозяйственно-природную.
Восточные славяне, если и имели специальных жрецов /ле­тописные "волхвы", откуда и пошло слово "волшебники"/, то  не обладали организованностью и влиянием своих западных коллег.    Для совершения языческих богослужений использовались холмы и рощи. Здесь уместно привести слова Дмитрия Шеппинга:   "... Земная природа стала для него /славянина/ неприкосновенным святилищем всех его верований и мерилом всех его понятий". /Шеппинг.1849/. В 8-10 вв. восточные славяне начали сооружать специальные культо­вые места.    Однако они не походили на храмы Арконы иРетры. «Это были ровные площадки, у строенные на островках следи болот, поэтому их обычно называют болотными городищами. В плане они име­ли округлые очертания и окольцовывались рвом и невысоким валом. В центре площадок, видимо, ставились деревянные или камен­ные идолы.
Своеобразным и величественным было святилище Перуна в урочище Перынь близ Новгорода... Ров, окружавший круглую площадку, представлял в плане не простое кольцо, а громадный цветок с восемью лепестками. Такую форму придавали ему 8 дугообразных выступов, ра­сположенных правильно и симметрично.    В каждом выступе во время языческих празднеств зажигался ритуальный костер» (Кирпичников А.Н., Дубов И.О. ,Лебедев Г.С. Русь и варяги //Сла­вяне и скандинавы. М: Прогресс 1986.). И даже, когда князь Владимир сформировал свой языческий пантеон из шести богов /Перун,Стрибог, Даждьбог, Хорс, Симаргл и Макошь/ и построил для него капище /храм/ в Киеве, не была нарушена восточно-славянская традиция.  Храм имел стены, но вместо крыши над идолами сияло яркое киевское небо.

Рассматривая истории восточных славян, мы сталкиваемся с новой загадкой - происхождением такого, казалось бы, привычного тер­мина, как  "русы", "русичи".    Согласно одной точке зрения, оно имеет не славянские корни, русов в этом случае отождествляли с летопис­ными ругами /илиросомонами/, народом германского племени, жившим на южном берегу Балтики.  Часть его, спасаясь от натиска готов, пе­реселилась в Восточную Европу еще раньше славян /во 2в. н.э./. Именно вожди росомонов,  Сар и Аммий, расправились с королем остроготов Эрманарихом. /Этот эпизод запечатлен в скандинавском эпосе – Эдде, Саге о Вельсунгах и др.    Сар там именуется Серп, Аммий –Хамдир, Эрманарих - Ермунрекк /.
Руги-росомоны отличались воинственностью и кормились во­енной добычей. Отношения их со славянами были сложными и лишь по­степенно они слились в единый этнос (См. Гумилев Л.Н. // Древняя Русь и Великая степь).

Любопытно, что данная проблема имеет отголосок в "Слове о полку Игореве", где русичи названы "Дажьбожьими внуками". Обычно это трактует как признание Дажьбога / Даждьбога /, одного из богов славянского пантеона, прародителем или покровителем древне­русского этноса, под которымпонимаются восточные славяне.

Можно дать и дополнительное /правда, спорное/толкование. Ио ряду аспектов Даждьбог близок скандинавскому Фрейру. Фрейр же считался родоначальником шведских королей - Инглингов.    Следовате­льно, автор "Слова" как бы подтверждает германо-скандинавское происхождение ругов-русов-росомонов.

Существует и другое толкование названия "Русь". Его рассматривает как "войско, дружина". По этой концепции, на ранних этапах образования древнерусского государства - "русь" стала обозначением раннефеодального восточнославянского   «рыцарства», защищавшего  «Русскую землю». Говорят о возникновении нового по формам своей организации общественного слоя, выделившегося из племенном среды (Кирпичников А.Н., Дубов И.О. ,Лебедев Г.С. Русь и варяги //Сла­вяне и скандинавы. М: Прогресс 1986).


Киевская Русь.


Как бы там ни было, к началу 9 века на территории Восточной Европы возникла огромная славяно-русская держава, охватившая земли от Ладоги на Севере до Киева на Юге. Ее правителем являлся летописный Дир, носивший титул  "Каган" /хан/. Этот кочевнический титул, необычный для европейского народа был принят Диром с целью продемонстрировать новое равенство с главой могущественного в то время Хазарского каганата. В середине 9в., однако, государство славяно-русов "распалось на два образования: Среднеднепровскую Русскую землю... и «Верхнюю Русь», представлявшую собойразноэтничную конфедерацию славянских и финских, а возможно и балтских пле­мен…(Кирпичников А.Н.,Дубов И.О., Лебедев Г.С. Русь и варяги // Сла­вяне и скандинавы. М: Проглесс 1986, с.190). Она в первую очередь связана с интересующей нас темой - Северной мифологией.
Крупнейшими центрами Северной Руси были Ладога, Новгород, Изборск, Полоцк Ростов. Небольших же укрепленных городков было так много, что скандинавы называли Русь "Гарды" - "города".    При этом подавляющая часть населения, разумеется, сосредоточивалась в "сели­щах" - /небольших деревнях/, расположенных по берегам рек или озер. "Жилищами северной ветви славян были наземные срубные дома с деревянным тесаным полом и печью каменкой (В.В.Седов. Племена восточных славян, балты и эсты //Славяне и скандинавы   М: Прогресс 1986, с.176). Для сравнения - в южной Руси люди строили полуземлянки/. Основной отраслью хозяйства яв­лялось земледелие, важное значение имели также бортничество /пчело­водство/, охота, рыбная ловля.

"Одной из основных частей одежды были сорочицы - мужские и женские рубашки из льняной беленой ткани. Ворот и подол мужской сорочицы,которую не заправляли в штаны, а носили навыпуск, украшались каймой вышивки или узорного тканья.    Рубанка всегда подпоя­сывалась.    Пояса были шерстяные /плетеные или тканые/  и кожаные с пряжкой... Женские сорочицы отличались более нарядными и яркими украшениями. Носились и шерстяные рубашки, называемые власяницей. Мужские штаны шились из прямых полотнищ холста.  Набедренной жен­ской одеждой была распашная плахта из шерстяной или клетчатой по­лушерстяной ткани (Седов В.Б. Племена восточных славян, балты и эсты //Славяне и скандинавы. М: Прогресс,  1986. с.178-179).

Женский головной убор в виде шапочки или венка изгото­влялся из бересты и ткани. Он часто украшался металлическими и стеклянными изделиями. Поверх нательной одежды в зависимости от времени года надевались кафтаны из грубого серого сукна, плащи - накидки или шубы из овчины. Обувью  служили мягкие кожаные туф­ли или лапти, сплетенные из лыка.

Постам дополнялся украшениями.    Подобно тому, как у ска­ндинавских женщин данной эпохи самыми характерными ювелирными из­делиями были две нагрудные броши, славянок выделяли височные коль­ца, подвешивавшиеся к головному венцу.  При этом каждое славянское племя отличалось особой формой колец:  словене – ромбощитковой, кривичи – браслетообразной, вятичи - семилопастной, радимичи - семилучевой и т.д. Широко распространены были также ожерелья из бус и много­численные привески, часто в форме уточки /в чем сказалось финно-угорекое влияние-/.

До христианизации у восточных славян господствовал обы­чай трупосожжения.    Подобно многим народам "варварской европы", они насыпали над могилами курганы.

"Верхняя Русь" рано вступила в сложные и многосторонние отношения со странами Скандинавии. Викинги, появляясь в Восточной Европе, принимали в свои ряды финнов, эстов, балтов и славян и полу­чили здесь название "варягов". С варягами связана еще одна про­блема славянской истории, а именно: происхождение правящей дина­стии древнерусских, а затем и московских великих князей, носящих имя "рюриковичи".
В основу их генеалогии положена легенда о Рюрике, вожде варягов-руси, призванном из-за моря в новгород неким Гостомыслом для успокоения смут /полным текст в "Повести Временных лет" Нестора под 859-62г.г./. Иногда этого Рюрика отождествляет с Рериком Ютландским, владевшим княжеством где-то между землями датчан, немцев и западных славян. Возможно, этот правитель был представи­телем той части ругов, которая оставалась на своих исконных, бал­тийских землях.
Преемнику Рюрика - "Вещему" Олегу удалось в 882 г. захватить и Среднеднепровскую "Русскую земли" вместе с Киевом, куда он перенес свою столицу. Так возникла историческая Киевская Русь.


Славянские мифы в культуре Нового времени.


Наконец, еще один источник - так сказать, "народная литература":  сказки, былины, а также духовные стихи.    Сказки восточных славян сохранили гораздо больше архаических черт, чем не­мецкие или французские.    Но их волшебных персонажей непросто соот­нести с языческой мифологией.

Былины /типологически родственные сербским героическим песням/ представляют эпическую традицию. Они имели чрезвычайно широкое распре странекие, однако, ко времени записи сохранились в ос­новном на Севере, который заслужил название "Исландии русского эпо­са".    Былины по своему сюжетно-образному составу пересекаются и со сказками, и с духовными стихами. Среди последних же особенно вы­деляется "Стих о Голубиной книге".    Его представления об устрой­стве вселенной напоминают общеиндоевропейский миф о творении мира из тела первосущества.

На протяжении большей части Средних веков основным хра­нителем славянского мифопоэтического наследия была народная среда. Образованные слои качали проявлять к нему устойчивый интерес лишь с конца 18 века, когда в послепетровской России вспомнили о своем прошлом.   Тогда появился знаменитый сборник былин Кирши Данилова. Прозаики 18 века Левшин и Чулков написали на его сюжеты несколько повестей, которые, впрочем, по большей части представляли "плод соб­ственной досужей фантазии" /А.Н.Афанасьев/.    В 19 веке отношение к фольклору стало более серьезным.    В начале столетия появились первые научные труды по восточнославянской мифологии, принадлежащие историкам Глинке и Кайсарову.

Пушкин создал несколько поэм по мотивам волшебных сказок /используя и лубочную книжную традицию/.    Переработкой славянского фоль­клора занимались Жуковский и Ершов, Гоголь и А.К.Толстой.    В начале 20 века над этой темой работал замечательный поэт Велимир Хлебни­ков,а в конце его – автор "русского фэнтази" - Мария Семенова.

Интерес к отечественным преданиям проявляли и русские композиторы. Глинка написал оперу "Руслан и Людмила; Римский-Корсаков - оперы "Кощей Бессмертный", "Повесть о Невидимом граде Китеже и деве Февронии", Снегурочка", "Садко"; Стравинский - балет "Весна Священная".

Былинной и сказочной тематике посвятил свое творчество русский живописец В.Васнецов.    Правда, с точки зрения автора данной работы, художнику не удалось показать вся оригинальность славянских образов, его картины несколько салонны.    При этом, росписи Васнецова в православных  соборах, а также панно на темы крещения Руси гораздо удачнее.

В период Серебряного века в изобразительном искусстве России произошел подлинный взлет увлечения древнейшей эпохой истории нашей страны.   Графика Ивана Билибина представляет, воз­можно, лучшее из того, что делалось в этой области.    Билибин выразил древний, полуязыческий колорит былин и сказок. Кроме того, художник выполнил  цикл работ, посвященных персонажам низшей ми­фологии: русалке, водяному, баннику, домовому, где великолепно передал образы славянской "нежити".

Большой интерес к славянскому фольклору проявлял Михаил Врубель. Он написал цикл картин, изображавших героев былинного эпоса. Одновременно, Врубель принимал участие в попытке возродить народные художественные промыслы, работая в знаменитей усадьбе Абрамцево. По его эскизам в "русском стиле" выполнено оформление интерьера и наружного декора ряда московских домов.

Сходную роль в Петербурге играл Н. Рерих, знаменитый и как исследователь индоевропейских истоков славянского язычества

Интерес к мифологии древних славян в период модерна проявляли не только русские художники.    В Чехии А.Муха на нес­кольких больших полотнах запечатлел богов лютичей и бодричей. Его картины производят довольно необычное впечатление.

В советский период славянскими /и скандинавскими/ ле­гендами много занимался К.Васильев. Надо сказать, что его живо­пись холодновата и "чугунные" образы героев германо-скандинавского эпоса художнику удавались лучше.

 



"Сказание о Невидимом граде Китеже и деве Февронии". Легарева Оля (акварель).



Источники по славянской мифологии.



Киевская Русь играла роль связующего звена между Скандинавией, Западной Европой, Византией и мусульманским миром.   На территории Восточной Европы существовали два великих торговых пу­ти, обеспечивавших циркуляция материальных и культурных ценностей: Волховско-Днепровский и конкурировавший с ним Поволжский. /Правда, значение последнего резко сократилось после разгрома киевским князем Святославом в 965г. Хазарского каганата - главного соперника славян/.
Через Русь на север поступали в больших количествах арабские серебряные монеты и собственная славянская керамика, а также некоторые виды одежды, например,  "русские шапки", отороченные мехом.    Через русь же, в Скандинавии распространилось использование упряжной лошади, что имело важное значение для земледелия -/тягловая сила коня вдвое больнее, чем у быка/.
Особенное значение имел обмен в области "военных техно­логий".      Норманны, редко пользовавшиеся кольчатым доспехом и еще около середины 10 в. употреблявшие куполовидные шлемы, конструктивно восходившие к вендельскому периоду / 5-8в.в./ столкнулись на Руси с развитым употреблением кольчуги и переняли здесь кони­ческий шлем.   «Во время скитаний по русским просторам /куда они приходили и как наемные воины/, викинги заимствовали восточную саблю, кочевническую пику, обучились приемам конного боя. В свои очередь, они принесли на Русь свои секиры /боевые топоры/ и в больших количествах франкские мечи, а также специфические скандинавские круглые шиты, сменившиеся, впрочем,  в 11 веке общеевропейскими миндалевидными» (Кирпичников А.Н., Дубов И.О., Лебедев Г.С. Русь и варяги //Славяне и скандинавы. М: Прогресс 1986).
Взаимообогащение происходило и в сфере декоративно-прикладного искусства.    На некоторое время русские князья были увлечены ГРОЗНОЙмятежностью скандинавского стиля.    Но с середины 10 века в искусстве все сильнее проявляло себя славянское начало, органично соединившее северные, византийские, степные мо­тивы. Так возникли оригинальные собственные произведения, ис­полненные просветленной любви к миру и природе, человеку, орнамен­тальному узорочью, живительной и воскрешающей силе земли. Деревья, птицы, цветы, образы народных верований наполняли мил восточноевро­пейского искусства, воздавали уверенность в собственных силах, утверждали ценность жизни" (Кирпичников А.Н., Дубов И.О., Лебедев Г.С. Русь и варяги //Славяне и скандинавы. М: Прогресс 1986, с.с. 249-250).
Эти произведения как бы вводят нас в МИР волшебных ска­зок. Они вовсе не просты. Понять искусство славян может только человек, знакомый с их преданиями. И, здесь следует сказать об ис­точниках наших  сведений по отечественному фольклору.
К  сожалению, собственные славянские мифологические тексты не сохранились.    Знаниям по верованиям балтийских славян мы обяза­ны средневековым немецким миссионерам и хронистам. "...В их сочинениях фиксируется многотысячные языческие празд­нества, описываются идолы и храмы славянских божеств, их внешний вид, иногда функции богов и ритуал" (Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М: Наука 1994.с.335). Но мифические сюжеты миссионеры не записывали.
 



Алексей Фанталов. "Западнославянский Ругивит".

 

Информация по язычеству польских и чешских племен встре­чается в сочинениях славянских авторов эпохи Возрождения /Ян Длугош -"ИСТОРИЯ Польши" и ДР./.  Однако, они весьма скудны, и сводя­тся к именам богов, их функциям и сопоставление  с античными аналогами.   Источники по восточнославянскому фольклору можно разделить на несколько групп:
Во-первых, это сведения по "высшей мифологии", содержащи­еся в "поучениях против язычества" и русских летописях, относящихся к 10-13 в.в. Хронологически и тематически к ним примыкает знаме­нитое "Слово о полку Игореве".  Но и здесь мы встречаемся в основ­ном с именами богов и кратким описанием их функций.
К группе древнейших источников можно было бы отнести и "Влесову книгу" /приписываемую новгородским жрецам Х в./, если бы не сомнения в ее подлинности.
ВО-ВТОРЫХ, это памятники материальной культуры.   К  сожаление, археологические раскопки пока не проливает дополнительный свет на интересующую нас проблему.   То же можно сказать и о скульптурных изображениях, за исключением, пожалуй, знаменитого Збручского идола /камень, Краковский музей/. Зато интересную информацию дают вышивки, резьба, изображения на ювелирных изделиях.
Третью группу источников образуют сведения по низшей народной мифологии, пережившей «гибель богов» и сохранившейся в некоторых аспектах до наших дней. Этнографы, начиная с 18 века, собрали богатейший материал, включающий описания крестьянских праздников, обрядовых песен, поверий, заговоров. Интересный материал дает сопоставление функций древних богов и заменивших их в аграрно-календарном цикле православных святых.
Копирование материалов с сайта разрешено только с ссылкой на источник.

Категория: Духовное развитие и культуура | Просмотров: 2415 | Добавил: djadmin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Translate this page into...

Мини-чат

500

Наш опрос

Какие у вас вредные привычки?
Всего ответов: 108

Календарь

«  Январь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Кто откуда



Яндекс.Метрика
Рейтинг Cодружества Славянских Сайтов

Прогноз погоды





Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья союза


Гипотезы и Факты
Родолад РОДобожие - Славяно-Арийская Культура - Наследие Предковъ.
Сказы Велеса.


Наша кнопка